Каждый корабль, на котором мы служили, имеет свою историю, которая начиналась с момента получения проектно-конструкторским бюро (ПКБ) от Военно-морского флота тактико-технического задания (ТТЗ) на будущий боевой корабль. Над полученными документами начинал работать дружный, многочисленный коллектив ПКБ по подготовки документации необходимой для строительства корабля. Шло время, по мере готовности документации, к работе приступал коллектив завода строителя. С окончанием разработки необходимой документации, проходило торжественное мероприятие, названное «Закладка корабля» и его рождение, после этого, задуманное в мыслях, отраженное в документах, начинало практически выполняться в металле, корабль строился, начиналась его история.
На этапе завершения строительства, на строящийся корабль, прибывал экипаж с флота, для которого он строился. Экипаж продолжал писать историю корабля, оживали технические средства и механизмы, наступал еще один не менее радостный для большого коллектива завода, подрядчиков и экипажа день, выход на испытания.
Корабль оживал, все собранное в его корпусе начинало работать, корабль давал ход и отходил от причала (стенки) завода строителя. Начиналась походная летопись истории корабля, в которой принимал участие первый экипаж. Проходили проверка и испытания механизмов, пройдя комплекс необходимых швартовых и государственных испытаний, корабль передавался флоту.
На корабле торжественно поднимается Военно-морской флаг, символизирующий о том, что корабль введен в боевой состав Военно-морского флота. Начинается боевая активная жизнь корабля, связанная с дальними походами, применением оружия, его активная жизненная фаза. Историю (биографию) корабля продолжали писать люди, составляющие его экипаж. Это знают все военные моряки, служившие в плавсоставе на кораблях, для них это тоже был определенный этап в жизни и служебной военной биографии.
Большинство из нас свою службу начинали на кораблях, пройдя все эти этапы подготовки и ввода своего корабля в боевой состав флота. Для каждого, прошедшего службу в плавсоставе, корабли на долгое время становились не только местом службы, но и домом. Выполняя должностные обязанности, задачи и вводные мы взрослели, росли в должностях, меняли места службы на кораблях. У каждого появлялся свой особенно любимый и запомнившейся корабль, так было до тех пор, пока мы служили на них. Проходили годы, менялось время, наставал момент, и мы уходили с кораблей, которые стали для нас особенными и родными, на берег. Время шло, и мы уходили, каждый в свое время, со службы в запас. Служба на кораблях, в том числе на особенно любимых нами, оставалась только в воспоминаниях и снах.
Такой же момент наступал и в истории каждого корабля. Этот последний «печальный» этап, корабль, отслуживший верой и правдой флоту, выводится из боевого состава. Строился последний раз его экипаж, спускается Военно-морской флаг и дальше все идет по отработанному сценарию. Об этом последнем этапе в жизни крейсера очень трогательно написано в стихотворении Станислава Солонцева, служившего на крейсере «Мурманск» в дивизионе универсального калибра, артиллерийской боевой части в 1972-1975 годах.

Крейсер «Мурманск» после модернизации
- Завод строитель – Северное машиностроительное предприятие город Молотовск (Северодвинск)
- Заводской номер – 302
- Заложен – 28.01.1953 года
- Спущен на воду – 24.04.1955 года
- Принят в состав ВМФ – 22.09.1955 года
- Военно-морской флаг поднят – 06.10.1955 года
Свое стихотворение он пишет от имени корабля, пишет о корабле как о живом, прошедшем долгую корабельную жизнь, насыщенную повседневными делами и боевыми походами, славную для крейсера и его экипажей.

Автор стихотворения Станислав Солонцев
Подписан приговор. И спущен флаг. И списан экипаж.
Глотая слёзы, сходят с борта моего ребята.
Я списан, продан, словно старый конь,
Которого ждёт бойня мясокомбината.
В последний свой поход, как на аркане
Меня тянул буксир.
И медленно по Кольскому заливу
Я на чужбину уходил.
В металлолом меня!? На банки, на иголки!?
Не выйдет! Крейсер « Мурманск» я.
За службу, преданность и верность долгу,
На слом продала Родина меня.
Закончился залив, открылось море,
И я всей грудью воздуха вдохнул.
Среди полярной ночи, порвав тросы,
И обрубив концы, ушёл во тьму.
Хоть без штурвала, но своим ушёл я курсом,
Лишь только мне известным одному.
Свободен я. Я сам себе команда.
Я ухожу от вас, предавшие меня.
Я лучше затону, иль брошусь я на скалы.
Я Крейсер « Мурманск» … вашу мать!
И баржей я не буду и полдня.
Прошёл посты норвежские по морю.
Не засекли. Как будто призрак я.
И вышел тихо к острову Соройя,
Здесь скалы те, что ждут меня.
Иль был отлив, иль не хватило сил мне,
Совсем чуть-чуть до скал я не добрался.
Всё ж надо было затонуть. Там в глубине,
Ни кто бы надо мной не измывался.
Посёлок Сёрвер мирно спал.
А утром увидал картину.
Как кит огромный, на борту корабль лежал,
На камни выброшен, морской пучиной.
Я мог бы стать учебным кораблём.
И, чем я хуже «Крузенштерна».
И сотню не одну ребят наверное,
Я б сделал настоящим моряком.
Мне море меньше сделало вреда, чем люди.
Одним лишь тешу я себя.
Что моряки, служившие на мне,
Меня во веки не забудут.
И водруженный надо мною флаг,
Гласит о том, что я живой.
Что жив мой экипаж. И что его потомки,
Чтят память обо мне. Что Вы всегда со мной.
В День Флота поднимите тост:
«За Крейсер», что врагам не сдался.
До скал, который не добрался. Не затонул.
С приветом «Крейсер ваш».
Да здравствует мой славный экипаж!
Пусть это стихотворение заставит нас, служивших на кораблях задуматься. Написанные строки станут укором, морякам плавсостава, служившим на «своих» кораблях, в разных должностях.
Все ли мы сделали для того, что бы проводить достойно наши корабли, в последний путь, как это делают в других морских государствах, морскими нациями.
Помним ли, гордимся сегодня, отдаем дань уважения, за заслуги нашим кораблям, долгое время бывшим для нас родным домом и защитой. Это они, наши корабли, сделали нас настоящими моряками, благодаря этому, мы называли себя плавсоставом, и стали сегодня теми, кем нас знают сослуживцы, товарищи, близкие и родные.
Корабли, как и люди, требуют к себе внимания не только тогда, когда они в строю, но и находясь вне линии в ремонте или в отстое. В государствах с морскими традициями корабли, отслужившие установленный им срок в последний путь, провожают с почестями, для этого строят по «Большому сбору» команды, находящихся рядом кораблей и судов, приветствуют корабль (судно), уходящий в свой последний путь, моряки считают, что они это заслуживает.
Это дань уважения не только кораблям и судам, отслужившим свой срок, это дань уважения людям, их спроектировавших, построивших и служившим в разное время на этих кораблях и судах. Для всех, служивших и работавших на корабляхj и судах они были не только местом службы или работы, а родным домом, для многих так и остались родными до конца жизни.
А один из лучших кораблей в своем классе легкий крейсер «Мурманск» и сегодня продолжает служить Отечеству, находясь на скалах, чужих берегов в назиданье потомкам с молчаливым укором смотрит на мир и нас с людей, как бы говоря:
«Хоть деньги и много значат, но все же есть еще, более великая ценность, взятая мною у людей, называемая одним емким словом «Честь»!
Каждый может понимать это слово, по-своему, но пока мы это хоть иногда будем вспоминать, мы будим жить. Фраза: «Честь имею» произноситься не часто, но кто это произносит, понимает, что это значит.
Только создав единение людей и металла, корабля и экипажа, обеспечив им уважение со стороны общества, можно выполнить все поставленные перед флотом задачи и сегодня, и в будущем. Память о прошлом сегодня, верные шаги в будущее завтра, только память позволит сохранить нашу историю и традиции.