ДЕНЬ КОМАНДИРА КОРАБЛЯ

Командиры всегда были основой, боеготовности и боеспособности военных кораблей. В старейшем флоте Англии родилась поговорка: «Капитан на корабле — первый после Бога». Командиры надводных кораблей и сегодня остаются особой категорией людей на долгие годы, связавших свою судьбу с морем. Это люди, которым благодаря их стремлению и большому желанию, волей судьбы довелось ступить на «Командирский мостик» и командовать кораблем. Путь от матроса, курсанта до командира у каждого свой, общим для всех, взошедших на Главный командный пункт корабля, ставшим во главе экипажа, является то, что он не простой.

О командирах кораблей, сняты фильмы, написаны книги, поэмы, стихотворения и сказано много хороших, добрых слов, они это заслужили.Должность командир корабля Военно-морского флота тяжелая, ответственная, требующая от человека много сил и здоровья, мужества, честности, хороших разносторонних знаний. Все это начинает закладываться с детства, продолжается во время учебы в школе  формируется в военном учебном заведении, а проявляется во время службы.

В 2017 году 8 октября 10-й раз в новом XXI  столетии командиры надводных кораблей, подводных лодок и воздушных судов ВМФ отмечают свой праздник «День командира корабля». Этот праздник был учрежден в Российской Федерации по инициативе и ходатайству ветеранов общественных организаций, введен в 2007 году приказом ГК ВМФ России: «О введении годового праздника «Дня командира корабля Военно-морского флота». Введением праздника послужило историческое Наваринское морское сражение 6 октября 1827 года, которое стало одним из самых трагических и важных морских сражений парусных флотов мира XIX века. В нем принимали участие, боевые корабли пяти стран, произошло в Наваринской бухте Ионического моря.

Картина Морское сражение в Наваринской бухте

Сражение началось после, длительных безуспешных переговоров и убийства второго, парламентера от коалиции турками, в нем участвовали соединённые эскадры России, Англии и Франции, а их противником на море являлся турецко- египетский флот. Продолжалось сражение около 4 часов и закончилось полным уничтожением турецко- египетского флота.

По оценке историков и утверждению современников наиболее храбро, решительно и искусно действовали во время сражения, экипажи кораблей русской эскадры под командованием контр-адмирала Л.П. Гейдена. Ядро русской  эскадры, составляли четыре лучших линейных корабля парусного флота России: «Азов», «Гангут», «Иезекииль» и «Александр Невский». Каждому из них пришлось вести тяжелый бой одновременно с несколькими кораблями противника, экипажи сражались геройски. Корабли русской эскадры разгромили центр и правый фланг турецко- египетского флота, приняли на себя главный удар кораблей противника, выстояли и уничтожили большую часть его кораблей. Турецко- египетский флот был разгромлен, потери составили 60 кораблей и до восьми тысяч убитыми и ранеными. Эскадры России, Англии и Франции не потеряли ни одного корабля, потери убитыми и ранеными составили от 600 до 800 человек.

В сражении особенно отличился экипаж флагманского 74-пушечного линейного корабля русской эскадры «Азов» под командованием капитана 1 ранга Михаила Петровича Лазарева. Экипаж флагмана уничтожил пять турецких кораблей, в том числе фрегат командующего турецким флотом. За время ведения боя корабль получил 153 попадания, из них семь ниже ватерлинии. В своем донесении о действиях во время боя командира флагманского корабля «Азов» капитана 1 ранга М.П.Лазарева, командующий русской эскадры контр-адмирал Л.П.Гейден писал: «Неустрашимый капитан 1 ранга М.П.Лазарев управлял движениями «Азова» с хладнокровием, искусством и мужеством примерными». На «Азове» во время сражения блестяще проявили себя, будущие русские флотоводцы, герои Синопа и Севастопольской обороны первой Крымской войны 1854-1855 годов, лейтенант Павел Степанович Нахимов, мичман Владимир Алексеевич Корнилов, гардемарин Владимир Иванович Истомин. За боевые подвиги экипажа в сражении, линейному кораблю «Азов» впервые в русском флоте был награжден кормовым Георгиевским флагом.

Парусный линейный корабль «Азов», картина Айвазовского «Сражение при Наварине»

«Азов» 74 – пушечный парусный линейный корабль, флагман русского флота,  получил свое название в честь победы Петра I над турками в 1696 году, находился в состав Балтийского флота. Заложен, на судостроительной верфи в Архангельске — 1.11.1825 года, спущен на воду для достройки — 7.6 1826 года. Характеристики: водоизмещение — 3000 тонн, длина — 54,3 метра, ширина — 14,6 метра, осадка около 5,0 метров,  экипаж — 600 человек.

Вскоре после ввода ЛК «Азов» в боевой состав кораблей флота, он стал одним из самых лучших и прославленных кораблей. Славу и Георгиевский флаг экипажу принесло участие в Наваринском сражении, где «Азов» одержал блестящую победу, уничтожив пять кораблей противника, в том числе 80-пушечный флагманский корабль  турецкого флота «Мухарем-бей».

Кормовой Георгиевский флаг линейного корабля «Азов»

Кормовой Георгиевский флаг, как высшая коллективная награда за воинскую доблесть боевым кораблям флота Российской Империи, была учрежден 5 июня 1819 года. Первым, удостоенным этой награды в 1827 году после Наваринского сражения, стал экипаж «Азова», вторым экипаж брига «Меркурий в 1829 году.

Историки об итогах Наваринского морского сражения и награждении экипажа корабля писали: «В честь достохваленных деяний начальников, мужества и неустрашимости офицеров и храбрости низших чинов корабль «Азов», получил Георгиевский флаг. Весь мир восхищается смелостью и искусством русских моряков».

Капитан 1 ранга М.П.Лазарев командиром парусного линейного корабля «Азов» был назначен, в 1826 году во время его строительства. К этому времени, Михаил Петрович стал известным мореплавателем, совершившим кругосветное плавание и открывшим Антарктиду. Став командиром, он принял самое активное участие в постройке корабля, предложил внести в его конструкцию ряд изменений, связанных с улучшением вооружения, мореходных качеств и проживания экипажа, двадцать два из них было принято.

Адмирал М.П.Лазарев (1788-1851 гг)

О действиях своего 39 летнего командира, во время Наваринского сражения писал, после окончания боя лейтенант П.С.Нахимов: «Я до сих пор не знал цены нашему капитану. Надобно было на него смотреть во время сражения, с каким благоразумием, с каким хладнокровием он везде распоряжался. Но у меня недостает слов описать все его похвальные дела, и я смело уверен, что русский флот не имел подобного капитана».

Адмирал М.П.Лазарев стал крупнейшим деятелем Военно-морского флота России первой половины XIX столетия, ученый – мореплаватель, русский флотоводец. В 1819 -1821 годах совершил кругосветное путешествие, во время которого была открыта Антарктида. Начальник штаба Черноморского флота, награжден многими высшими государственными наградами.

Командиров кораблей, русского военного флота, созданного Петром Великим, всегда отличали особые качества, главными из которых были преданность Отечеству и храбрость, они свято выполняли Петровские заветы, выраженные в изданном в 1720 году «Уставе морском». «… каждый чин во флоте должен везде и во всех случаях охранять интересы Его величества и государства, а так же служить государству по доброй христианской совести, без обмана и лукавства, как доброму, честному и верному человеку». Командирами и экипажами русских кораблей неукоснительно и в любой обстановке, выполнялись требования по сохранению корабельного флага: «Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги».

В конце октября 2017 года Военно-морской флот России отметит очередную 321 годовщину его создания. В канун праздника «День командира корабля» вспоминаем о командирах надводных кораблей, прославивших наше Отечество и военный флот. Вспоминаем о командирах, продолживших выполнять лучшие традиции флота с момента его образования в военное и мирное время.

Адмирал Ушаков Федор Федорович (24.02.1745-14.10.1817 гг)

Адмирал Ф.Ф.Ушаков, является одним из прославленных русских флотоводцев, командовавших Черноморским флотом и русской эскадрой в Средиземном море. Но морской офицер русского флота Ф.Ф.Ушаков был отличным командиром, он командовал палубным ботом «Курьер», 16-пушечными двухмачтовыми кораблями «Морея» и «Модон», линейными кораблями «Виктор» и «Святой Павел». За время командования кораблями не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчиненный не попал в плен. В 2001 году Русской православной церковью прославленный адмирал Федор Федорович Ушаков причислен к лику святых как праведный воин Федор Ушаков.

Капитан 1 ранга А.И. Казарский (16.6.1797-16.6.1833гг)

Русский морской офицер капитан 1 ранга Александр Иванович Казарский, герой русско-турецкой войны. Он командовал несколькими боевыми кораблями 44-пушечным фрегатом «Поспешный», 60-пушечным фрегатом «Тенедос». Под командованием капитан-лейтенанта А.И.Казарского 20-пушечный бриг «Меркурий» совершил один из самых выдающихся подвигов в истории морских сражений.

14 мая 1829 года бриг, которым он командовал, был настигнут двумя турецкими кораблями 110- пушечным «Селимие» и 74-пушечный «Реал-беем». Они имели многократное превосходство в водоизмещении, численности экипажей скорости и  девяти кратное превосходство в количестве орудий, у командиров этих кораблей, не было сомнений в быстрой и легкой победе. Экипаж брига, вступая в неравный бой под командованием 32 летнего командира, единодушно решил – не сдаваться, в сложившейся ситуации, оставшийся в живых, должен был взорвать корабль. Приняв неравный бой, за четыре часа искусно маневрируя и метко ведя огонь, корабль получил 22 — пробоины в корпусе, 133 — в парусах, 164 — в рангоуте и такелаже, потерял 10 человек из них четырех убитыми. Не смотря, на явное превосходство кораблей, экипаж «Меркурия» одержал блестящую победу, нанеся противнику повреждения, принудил его корабли выйти из боя.

Бриг «Меркурий» с кормовым Георгиевским флагом

20-пушечный бриг «Меркурий» водоизмещение — 390 тонн, длина-31,4 метра, ширина-9,7 метра, осадка около 3,0 метров, экипаж-110 человек. Был заложен в Севастополе 9 февраля 1819 года. Его севастопольские корабелы строили из крымского дуба и спустили на воду 19 мая 1820 года. Прослужил бриг на Черном море 37 лет до 9 ноября 1857 года. Имя прославленного брига «Меркурий» было сохранено в русском флоте с передачей соответствующему кораблю кормового Георгиевского флага, на вновь построенные корабли. Три корабля Черноморского флота поочередно носили название «Память Меркурия»: в 1865 году — корвет, а в 1883 и 1907 годах — крейсера. Ходили под Андреевским флагом Балтийский бриг «Казарский» и Черноморский минный крейсер.

Экипаж брига «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта А.И. Казарского стал вторым из боевых русских кораблей, награжденных кормовым Георгиевским флагом.

Командир миноносца «Стерегущий» лейтенант А.С.Сергеев (30.9.1863-10.3.1904гг)

Лейтенант Сергеев Александр Семенович, родился и вырос в Курске, получил хорошее образование в морском кадетском корпусе. Во время обучение на минных офицерских классах в Кронштадте, службы на броненосце «Император Николай I» — флагмане русской Средиземноморской эскадры, произошло его становление как первоклассного специалиста минного дела, что в последствие определило дальнейшее продвижение по службе. Перед началом Русско-японской войны, сорока летнего лейтенанта А.С.Сергеева, как перспективного, хорошо зарекомендовавшего себя офицера, переводят на Тихий океан в Порт-Артурскую эскадру командиром нового эскадренного миноносца «Стерегущий».

Эскадренный миноносец «Стерегущий»

Эскадренный миноносец, «Стерегущий», заложен — 1902 год, введен в боевой состав флота — 1904 год. Водоизмещение около 900 тонн, длина-57,9 метра, ширина-5,6 метра, осадка-3,5 метра. Вооружение — АУ 1х75 мм, 3х47 мм, 2ТА, экипаж – 52 человека (4 офицера).

При ведении разведки, в районе действия противника, экипаж эскадренного миноносца «Стерегущий», вступил в бой с японскими кораблями, имеющими численное превосходство. Во время боя получил множество боевых повреждений, корабль потерял ход, погиб командир А.С.Сергеев, перед смертью приказал: «Не сдаваться»! Японцы попытались, потерявший ход, тонущий корабль взять на буксир, оставшиеся в живых открыли кингстоны, под крики, оставшихся живых: «Русские не сдаются», миноносец затонул. Так ушел в свой последний путь и нашел приют в глубинах океана миноносец «Стерегущий» и часть экипажа с командиром.

Контр-адмирал В.Ф.Руднев (31.8.1855-20.7.1913гг)

Герой русско-японской войны, морской офицер Российского, Императорского флота контр-адмирал Всеволод Федорович Руднев, до назначения командиром крейсера «Варяг», служил на семнадцати кораблях. Морской офицер В.Ф. Руднев командовал броненосцами береговой обороны «Адмирал Грейг» и «Чародейка»; миноносцем «Выборг», канонерской лодкой «Гремящий», миноносцем «Скат». Всеволод Федорович был участником трех кругосветных путешествий. В декабре 1902 года приказом по Морскому министерству, 47-и летний капитан 1 ранга Ф.В. Руднев был назначен командиром крейсера «Варяг».

Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Варяг»

Крейсер «Варяг» был заложен в 1898 году, в 1900 году вошел в боевой состав флота. Водоизмещение – 6600 тонн, длина около 130 метров, ширина -15,9 метра, осадка -5,9 метра. Вооружение, артиллерийское — 12 × 152-мм, 12 × 75-мм, 8 × 47-мм, 2 × 37-мм орудия, 2 × 63-мм орудия, 2 × 7,62 пулемёта. Минно-торпедное — 6 × 381-мм ТА, 2 × 254-мм ТА, 35 — мин. Скорость хода до 25,0 узлов, дальность плавания (10.0 узлов) более 6000 миль. Экипаж — 570 человек (20 офицеров). Находясь на стоянке в порту Чемульпо совместно с канонерской лодкой «Кореец», 9 февраля 1904 года  командир крейсера «Варяг» капитан 1 ранга В.Ф.Руднев, старший на стоянке русских кораблей, получил от японцев ультиматум: «До 12 часов покинуть порт, иначе корабли будут атакованы на рейде». Принял решение прорваться совместно с канонерской лодкой «Кореец» в Порт-Артур, в случае неудачи взорвать корабли.

В полдень «Варяг» и «Кореец» вышли из порта, команды иностранных кораблей и судов не ожидали от экипажей русских кораблей такого. Они были удивлены и в то же время восхищены их поступком. Французские и английские корабли встретили гордо идущий «Варяг» оркестром и отдали честь русским. Корабли вышли, пройдя около десяти миль, вступили в бой, с японскими кораблями, он продолжался около часа.  В ходе боя «Варяг» и «Кореец» получив ряд повреждений, вернулись в порт, где корабли впоследствии были уничтожены своими командами, перешедшими на нейтральные суда. В 1907 году В.Ф.Руднев японским правительством был награждён орденом Восходящего солнца— в знак признания особого героизма и доблести экипажа крейсера «Варяг», став одним из первых русских, получившим этот орден. О подвиге  экипажа «Варяга» сняты фильмы, изданы книги, созданы песни.

В годы Первой и Второй мировой войн, экипажи боевых кораблей, во главе с их командирами, успешно решали задачи по защите морских рубежей Отечества. С окончанием Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, военно-политическая обстановка в мире лучше не стала. Страна залечивала раны и прилагала огромные усилия, по строительству своего нового Океанского флота, экипажи кораблей с их командирами осваивали новый вид боевой деятельности несение боевой службы в Мировом океане.

Время было мирное, но задачи, решаемые кораблями новых проектов, с вновь, созданным, поступившим на корабли оружием, требовали и соответствующей подготовки экипажей и командиров. В Военно-морском флоте для поднятия авторитета плавсостава, командира корабля, приказом МО СССР от 15 августа 1987 года был учрежден знак «Командир корабля».

Знак «Командир надводного корабля»

Его введение оказало помощь командирам, с экипажами успешно выполнить стоящие перед кораблями задачи, к началу 90-х годов прошлого двадцатого столетия корабли Советского Военно-морского флота, стали постоянно присутствовать в Мировом океане.

Командиры в XX столетии решали, еще одну главную задачу, без которой невозможно было двигаться вперед, поддерживать боевую готовность кораблей ВМФ. Они готовили себе замену, учили корабельных офицеров не только теоретически, больше практически, своим личным примером, отношением к делу, выполнением  командирских обязанностей. У каждого из прошедших корабельную службу морских офицеров, был командир или командиры, у которых он учился, с которых брал пример и в трудное время при принятии решения, задавал себе вопрос: «Как в такой ситуации поступил бы  командир»?

Многие лейтенанты выпускники разных Военно-морских училищ Советского Союза, начинавшие офицерскую службу в 1971-1974 годах, на легком артиллерийском крейсере «Мурманск» Северного флота, вспоминают её с большим удовольствием. Командиром корабля, в это время был капитан 1 ранга Скворцов Евгений Александрович.

Контр-адмирал Скворцов Евгений Александрович

Е.А. Скворцов родился 26 апреля 1930 года в Ульяновской области в семье колхозников, моряков в роду Скворцовых не было. Окончил среднюю школу в Пензенской области в 1948 году. Успешно сдал экзамены, поступил Каспийское Высшее Военно-морское училище, в 1952 году окончил его, получил военную специальность офицер-артиллерист. Свою офицерскую службу Евгений Александрович начинал на легком артиллерийском крейсере проекта 68-к «Чапаев» Северного флота. За три года службы на корабле в полной мере освоил три должности в дивизионе универсального калибра артиллерийской боевой части помощника командира батареи, командира группы и командира батареи. После окончания специальных офицерских классов с 1956 по 1961 год служил на крейсере «Мурманск», с должности помощника командира крейсера был назначен на плавбазу ракетного оружия старшим помощником. На крейсер «Мурманск» старшим помощником Евгений Александрович  вернулся  после командования двумя эскадренными миноносцами «Опасный» и «Окрыленный», в 1968 году. В 1970 году после успешно, проведенных экипажем крейсера учений «Океан» он был назначен командиром «Мурманска». Благодаря его примеру, умению управлять кораблем в боевой обстановке и повседневной жизни, более двадцати офицеров-выпускников, военных училищ вначале захотели, а позднее стали командирами различных кораблей ВМФ.

В 1974 году капитан 1 ранга Е.А.Скворцов был, назначен командиром бригады, ему довелось принимать у завода строителя, отрабатывать экипаж и переводить на Северный флот наш первенец с корабельной авиацией на борту, ТАКР «Киев». После длительной службы на севере Евгений Александрович служил в главном штабе ВМФ, он продолжал учить и воспитывать офицеров корабельной службе. Уволившись по достижению предельного возраста не смог, расстаться с флотом, десять лет возглавлял «Клуб Юных Моряков» города Москвы. Сколько девчонок и мальчишек, благодаря адмиралу Е.А.Скворцову полюбили и связали свою жизнь с кораблями и флотом, сказать трудно, но таких много.

В памяти и сегодня о первом командире крейсера «Мурманск» адмирале Скворцове Евгении Александровиче самые лучшие воспоминания. Не только потому, что он был первый командир, в этом человеке офицеры крейсера всегда отмечали лучшие человеческие качества, доброту, терпение, отзывчивость постоянное стремление, сделать для каждого члена экипажа что-то хорошее, не обидеть, научить. Эти качества Евгения Александровича и высочайший профессионализм военного моряка, делали его любимым командиром для экипажа. Как умел это делать командир крейсера «Мурманск» Евгений Александрович Скворцов, для многих остается «загадкой» и сегодня.

За время службы на артиллерийском крейсере «Мурманск», корабельной службе, командирским обязанностям учили несколько командиров. С уходом на новое место службы капитана 1 ранга Е.А.Скворцова, в управление экипажем корабля, после окончания Военно-морской академии, вступил капитан 1 ранга В.А. Гакинаев, ранее служивший на крейсере старшим помощником командира корабля. После окончания училища Виктор Александрович проходил службу на кораблях в разных должностях, был командиром СКР. В должности  командира крейсера Виктор Александрович, находился относительно не долго, он был назначен командиром тяжелого авианесущего крейсера «Минск», формируемого Тихоокеанским флотом. Ему довелось строить, проводить испытания и переводить корабль с Черноморского театра на Тихоокеанский флот. Командирской должности адмирал В.А. Гакинаев научил многих, командуя СКР, артиллерийским крейсером  «Мурманск», ТАКР «Минск» и продолжая службу на берегу.

Командир крейсера «Мурманск» контр-адмирал В.А. Гакинаев

Виктор Александрович продолжает поддерживать отношения со многими своими товарищами и сослуживцами до настоящего времени.

С назначением капитана 1 ранга В.А. Гокинаева на должность командира ТАКР, в управление крейсером вступил капитан 1 ранга В.Н.Пыков, он был назначен с должности командира БПК «Смышленый». Владимир Николаевич окончил старейшее Высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе в Ленинграде. Вся его служба Владимира Николаевича прошла на кораблях Северного флота, за время службы командовал пятью кораблями, от СКР до ТАКР. Командиром артиллерийского крейсера Владимир Николаевич был почти три года, под его командованием экипаж крейсера завоевал Приз ГК ВМФ по артиллерийской подготовке, по его методике артиллеристы крейсера отрабатывали новые приемы применения оружия по воздушным целям. По служебной необходимости Владимир Николаевич был назначен командиром тяжелого авианесущего крейсера «Киев» Северного флота. Экипаж ТАКР успешно выполнял боевые задачи и несколько раз нес боевую службу в Средиземном море. После окончания ВМА им. Кузнецова, капитан 1 ранга В.Н.Пыков продолжил службу на Северном флоте. У Владимира Николаевича, офицеры учились многим командирским премудростям корабельной службы, при командовании им кораблями, службе в штабе 7-ой Оперативной эскадры Северного флота. О своей службе на кораблях Владимир Николаевич рассказал в своей книге: «Командир пяти кораблей Северного флота».

Командир крейсера «Мурманск»  капитан 1 ранга В.Н. Пыков

В командование артиллерийским крейсером «Мурманск» после ухода капитана 1 ранга В.Н. Пыков, как и положено, вступил его первый боевой заместитель командира старший помощник капитан 2 ранга П.Г. Святашов. Под командованием Петра Григорьевича экипаж крейсера участвовал в состязаниях по артиллерийской подготовке и завоевал Приз ГК ВМФ. После окончания заочно ВМА им. Н.Г.Кузнецова, капитан 1 ранга П.Г. Святашев был назначен командиром дивизии кораблей Северного флота. После успешного командования дивизией, адмирал П.Г. Святашев был назначен начальником штаба Черноморского флота. Его принципиальность, командирские качества, особенно проявились на Черноморском флоте, многие офицеры по примеру Петра Григорьевича стали командирами кораблей.

Командир крейсера «Мурманск» капитан 2 ранга П. Г. Святашов

Прошло больше 45-и лет с того момента, когда впервые ступил на палубу своего первого корабля в форме лейтенанта Военно-морского флота Советского Союза, им стал легкий артиллерийский крейсер Северного флота «Мурманск». Не забывается и сегодня первый корабль и командиры, у которых многому научился, многое познал и освоил практически необходимое для успешной службы на корабле и подготовки к должности командира.

Моим командирам, во время службы на легком артиллерийском крейсере «Мурманск», 7-ой Оперативной эскадры Северного флота адмиралам Е.А.Скворцову, В.А. Гокинаеву,  П.Г .Святашеву, капитану 1 ранга В.Н. Пыкову я и сегодня благодарен. За постоянную учебу, переданные мне навыки практического управления кораблем и достаточно многочисленным экипажем. Их командирский пример был востребован для последующей службы на корабле и подготовки к должности командира. Мечтая стать командиром, готовясь к командирской должности, начинал понимать, а став командиром окончательно понял.

Командир – не должность и не звание,

Не талант послушных – «быть в струе».

Командир – великое призвание,

Жить всегда у дел на острие.

Рано сединою припорошен,

Все, обязан: знать и понимать.

Он порой несет такую ношу,

Что другому в век не приподнять. 

Здоровья, долголетия и успехов ВАМ КОМАНДИРЫ!

Вице-адмирал, командир крейсера «Александр Невский», ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»

В.С.Ярыгин