55 лет спуска противолодочного крейсера «Москва»

Противолодочный крейсер проекта 1123  «Москва»

В январе 2020 года исполнилось 55-лет со дня спуска на воду для достройки (14.01.1965 года) первого противолодочного крейсера (ПКР) проекта 1123 «Москва» с групповым базированием авиации. С началом его закладки и строительства, в ВМФ СССР началось практическое освоение, корабельной палубной авиации и нового вида боевой деятельности кораблей Военно-морского флота, несение боевой службы.

ПКР «Москва» заложен 15 декабря 1962 года на стапеле Черноморского судостроительного завода, заводской номер 701, 14 января 1965 года был спущен на воду для достройки. Флаг на корабле поднят 16 апреля 1967 года. Принят в боевой состав Черноморского флота, 21 бригаду противолодочных кораблей – 25 декабря 1967 года. Спущен флаг выведен из боевого состава 7 ноября 1996 года.

После окончания Великой Отечественной войны, для страны возникла угроза в результате нахождения 6-го флота США в Средиземном море, требовалось  принятия адекватных мер. Она исходила, в первую очередь от подводных лодок вероятного противника способных нести ядерное оружие, это заставило заняться противолодочной авиацией и кораблями для их базирования.

К этому времени военным флотом страны, было много сделано для создания кораблей-носителей авиации и палубной авиации. Знаменательным в поиске новых возможностей использования кораблей с авиацией на борту стало начало XX столетия.

В 1909 году 23 октября капитан корпуса корабельных инженеров Лев Михайлович Мациевич, рапортом на имя начальника Морского Генерального штаба, внес предложение построить для флота корабль-разведчик с 25-ю аэропланами на борту.

В 1910 году подполковник корпуса корабельных инженеров М.Н. Канокотин предоставил Морскому генеральному штабу проект с чертежами переоборудования броненосца «Адмирал Лазарев» в авиаматку для размещения отряда морских воздушных разведчиков.

В 1910 году в России открываются теоретические курсы по подготовке специалистов морской авиации, а с ноября месяца в Крыму начала работать Офицерская школа по подготовке морских летчиков.

4 мая 1912 года по указанию  Морского министра адмирала Григоровича Иван Константиновича была учреждена морская авиация, место ее базирования определено в Гребном порту города Санкт-Петербурга.

В 1912 году под руководством конструктора И. И. Сикорского в России завершилась постройка первого поплавкового гидросамолета  «С-5», вскоре на флоте принятого на вооружение.

Гидросамолет «С-5»

В декабре 1913 года гидросамолет, по приказанию Командующего БФ адмирала Н.А. Эссена, базировался на крейсере «Паллада». На корабле он выполнял задачи: ведения разведки в интересах корабля и соединения флота и корректировку огня корабельной артиллерии.

С конца 1914 по 1916 год в России на заводах, велось переоборудование в авиатранспорты и «авиационные суда», грузопассажирских пароходов, судов и боевых кораблей.

Переоборудованная в авиационное судно речная баржа

К концу 1916 года на флотах закончилось формирование подразделений морской авиации, корабельные авиационные подразделения были образованы и укомплектованы авиацией: дивизия на Черноморском флоте — 152 гидросамолета; дивизия на Балтийском флоте — 80 гидросамолетов.

При ведении войны на Балтийском и Черноморском театрах корабельная авиация принимала активное участие, не только в ведении разведки, но и нанесения бомбовых ударов по кораблям и береговым объектам противника.

В 1927 году командованием Морских сил, были поданы предложения, и планировалось переоборудовать учебный корабль «Комсомолец» в учебный авианосец, из-за отсутствия денег в бюджете страны этот проект реализован не был.

В 1934 году по решению Правительства создается специальное центральное конструкторское бюро, под руководством Г.А. Бериева, которому поручается разработка проекта и создание отечественного корабельного гидросамолета. К середине 1938 год он был разработан, построен, прошел испытания.

Гидросамолет «КОР-1»

В 1937 году страна приступила к созданию океанского военного океанского флота. Программа строительства предусматривала строительство линкоров, тяжелых и легких крейсеров. Постановлением от 15 августа «О строительстве боевых кораблей для Морских сил РККА» предусматривается необходимость разработки проект отечественного авианосца для действия на открытых морских театрах.

В 1938 году, во исполнение этого Постановления, начальником ГМШ ВМФ А.М. Галлером утверждается тактико-технические требования (ТТТ) на проектирование авианосца.

В начале 1941 года флот приступил к испытаниям на крейсере «Ворошилов», созданного корабельного самолета. Отрабатывался запуск его катапультой при стоянке на якоре и на ходу на скорости до 18 узлов. Начавшиеся Великая Отечественная война остановила испытания, они были продолжены только в 1944 году.

В 1944 году флотом был поставлен вопрос о необходимости переоборудовании крейсера «Красный Крым» для базирования гидросамолетов. Созданной комиссией по результатам проведенных опытов, работы были прекращены. Назначенный в 1939 году Наркомом ВМФ Н.Г .Кузнецов за тринадцать лет, нахождения в должности не однократно ставил вопрос о необходимости иметь в составе Военно-морского флота авианосец, но к практическим работам по его строительству не приступили.

Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов (24.7.1904-6.12.1974 гг)

Только создавшиеся военно-политическая обстановка, заставила срочно принять решение, и начать практические работы по созданию корабля с авиацией на борту. Во второй половине 50-х начале 60-х годов XX столетия начались проводиться научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию корабля группового  базирования авиации. Это стало продолжением НИР при создании противолодочного корабля проекта 61, развитием предложений по привлечению к ПЛО вертолетов группового базирования. На начальном этапе, приоритетными стали НИР по созданию противолодочного крейсера, с базированием вертолетов. Разработка эскизного проекта была поручена двум конструкторским бюро ЦКБ-17 и ЦКБ-53. По результатам проведенного конкурса был принят проект 1123, разработанный ЦКБ-17 под руководством генерального конструктора Александра Сергеевича Савичева.

А.С. Савичев главный конструктор противолодочного крейсера проекта 1123 Москва

Проектно-конструкторские работы по созданию  корабля с авиационным вооружением начали вестись коллективом Невского ПКБ в 50-х годах.

Невское проектно-конструкторское бюро (НПКБ) является первым конструкторским бюро надводного кораблестроения нашей страны. Как чертежная контора, она было создана при Путиловском заводе в Санкт-Петербурге. В 1930 году для проектирования военных кораблей из него организуется «Бюро специального проектирования «Судопроверфи» (БСПС), она специализируется на проектировании авианесущих и десантных кораблей, а также корабельных авиатехнических средств и учебно-тренировочных комплексов корабельной авиации. По проектам этого проектно-конструкторского бюро на 16-и судостроительных заводах, построено более 300 различных кораблей и судов. С распадом СССР роль и место ПКБ не изменилось, изменилось только его название.

Первый проект корабля был рассмотрен и принят комиссией в 1960 году, Госкомитетом по судостроению и Военно-морским флотом в 1961 году. Получивший шифр «Кондор», представленный на рассмотрение, проект имел характеристики: стандартное водоизмещение — 9000 тонн; скорость хода — 29 узлов; мог обеспечить прием 14 вертолетов типа КА-25 и Ми-8. Разработку корабельного вертолета, сопутствующую авиационную технику для корабля вело ОКБ-938, которым руководил Н.А. Камов. Утверждение проекта произошло в начале 1962 года. За это время водоизмещение корабля возросло до 14 тыс. тонн, изменились  и технические характеристики.

В конце 1962 года на верфи Черноморского судостроительного завода, заложен головной корабль проекта 1123 «Кондор» типа Москва. Начальником достроечного цеха корабля с авиационным вооружением, заказа №701 был, знаменитый кораблестроитель Черноморского судостроительного завода, Герой Социалистического труда Винник Иван Иосифович.

Герой Социалистического Труда, И.И. Винник

Впервые отечественная промышленность Советского Союза начинала строить корабли группового базирования авиации. В постройке корабля, поставках оружия, оборудования и технических средств, участвовали более 200 предприятий и организаций пяти отраслевых комитетов СССР, это было начало.

Головной корабль базирования авиации (вертолетов) «Москва» имел технические характеристики: водоизмещение — 14655 тонн. Главные размерения: длина — 189 метров, ширина — 34 метра, осадка максимальная — 9, 0 метров. Мощность ГЭУ- 90000 лошадиных сил; максимальная скорость – 29.0 узлов. Дальность плавания составляла — 4900 миль. Автономность — 45 суток.

Корабль мог принять на борт до — 14 вертолетов Ка-25, Ка-27. Вооружение: ПВО 2УЗОК «Шторм», ПЛО и ПТЗ «Вихрь», АУ 2х2-57мм АК-725, 2РБУ — 6000, 2х5-530 мм ТА. Экипаж — 650 человек. Корабль имел около 1300 помещений.

Вертолеты для заложенного корабля к этому времени прошли свой путь создания, строительства и освоения. В 1947 году во время воздушного парада в Тушино был впервые показан экспериментальный вертолет, получивший название «К-8», разработанный студентами под руководством преподавателя Н.А. Камова.

Преподаватель Н.А. Камов

Построенный студентами вертолет впервые совершил полет и посадку, на движущийся по аэродрому грузовой автомобиль ЗИС. Решением Правительства в СССР было создано ОКБ-2, под руководством Н.А. Камова, начали вести работы по созданию корабельного вертолета. Первый построенный вертолет, получил название «К-10», он был принят на вооружение кораблей ВМФ, но широкого применения не нашел, были продолжены работы по его совершенствованию.

Корабельный вертолет «К-10»

Испытания, разработанного на базе «КА-10» более совершенного вертолета, «КА-15» были впервые проведены на легком артиллерийском крейсере Черноморского флота «Михаил Кутузов». Вертолет «КА-15», после его доработок стал первым вертолетом корабельного базирования ВМФ Советского Союза. Работы над созданием более надежного и совершенного корабельного вертолета продолжались, в результате проводимых работ, в начале 60-х годов, на вооружении кораблей Советского ВМФ был принят вертолет «КА-25», позднее «КА-27».

Вертолет корабельного базирования «КА-25»

Вертолет корабельного базирования «КА-27ПС»

Командиром первого экипажа 17 февраля 1965 года,  назначен капитан 2 ранга Копылов Геннадий Павлович, под его руководством с 3 марта 1965 года начался подбор, формирование и обучение экипажа. С заселением на корабль экипаж совместно с представителями промышленности принимал участие в ходовых и государственных испытаниях корабля и авиации под руководством командира, созданной впервые на крейсере авиационной боевой части майора П.М. Тулий.

Экипаж, члены Правительственной комиссии на палубе корабля

В конце 1967 года был подписан приемный Акт, корабль вошел в боевой состав кораблей ВМФ. Приняв на борт вертолеты, ракетное и артиллерийское вооружение, пополнив запасы, экипаж приступил к отработке курсовых задач. К середине 1968 года в полном объеме были отработаны элементы задач К-1, К-2 и К-3, представлены штабу, оценена подготовка экипажа была твердо на «хорошо».

Свою первую боевую службу в Средиземном море крейсер совершил в сентябре 1968 года. За 48 суток дальнего похода было пройдено — 11000 миль, вертолеты выполнили около 500 полетов в дневное и ночное время, осуществляя поиск и слежения за подводными лодками 6-го флота НАТО. Экипаж принимал участие в испытаниях разработанного для кораблей самолета «Як-36М», 18 ноября 1972 года летчиком-испытателем М.А. Дескабах на палубу противолодочного корабля успешно совершил посадку самолет вертикального взлета «Як-36М».

Последняя, одиннадцатая боевая служба экипажа в Средиземном море началась 14 октября 1991 года. За 49 дней похода крейсер прошёл 3253 мили, совершил деловой заход в порт Тартус (Сирия).

С сентября 1968 года по октябрь 1991 года, за время несения боевых служб противолодочным крейсером «Москва»  было пройдено около 150 000 миль, летчиками корабельной авиации совершено несколько тысяч вылетов вертолетов днем и ночью, обнаружено несколько десятков подводных лодок вероятного противника, осуществлено за ними слежение и учебные атаки. За это время получен бесценный боевой опыт по использованию вертолетов. Постепенно появился опыт, отработана тактика применения вертолетов для решения задач в море, в первую очередь обнаружение и слежение за подводными лодками противника в готовности к нанесению по ним удара и наведения своих сил.

В январе 1992 года крейсер под флагом командующего Черноморским флотом  адмирала И.В. Касатонова совершил переход в город Новороссийск, экипаж принимал на борту  президента России Б.Н. Ельцина и МО России Е.И. Шапошникова. В середине 1993 года состоялся последний выход корабля на боевое дежурство, в апреле 1995 года противолодочный крейсер «Москва» выведен из боевого состава в резерв второй категории.

В 1996 году 7 ноября, в присутствии ветеранов экипажа и гостей,   с флагштока корабля  был спущен Военно-морской флаг.

Одна мысль про “55 лет спуска противолодочного крейсера «Москва»”

  1. Спасибо, Виктор Степанович, за прекрасную статью о ПКР»МОСКВА»!
    Обязательно сообщю о Вашей статье совету ветеранов крейсера, а также всем моим сослуживцам, с кем я поддерживаю связь!
    Участник первых 4-х боевых служб и мореходных испытаний крейсера в Атлантическом океане, командир группы гидрометеорологической службы БЧ-1 1968-1971 гг, член Союза Новоземельцев, Ветеран подразделений особого риска, почетный гидрометеоролог России, капитан 1 ранга в отставке Матренин Ю.М.

Добавить комментарий для Матренин Юрий Михайлович Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.