ЮБИЛЕЙ ЗАКЛАДКИ легкого артиллерийского крейсера «Мурманск»

Автор статьи:

Вице-адмирал В.С.Ярыгин, кандидат военных наук, член союза писателей России, служба на легком крейсере «Мурманск» 1972 — 1983 годы (командир башни, группы БЧ-2, командир  ДУК и ДГК  БЧ-2, командир БЧ-2, старший помощник командира)

Крейсер «Мурманск» на Североморском рейде Кольского залива

2023 год для истории легких артиллерийских крейсеров Военно-морского флота юбилейный, связано это с 70-ой годовщиной закладки на судостроительном заводе № 402 Северодвинска, последнего крейсера проекта 68-бис «Мурманск».

Прошло более 75 лет с момента принятия решения о начале строительства легких артиллерийских крейсеров третьего поколения для ВМФ СССР. Крейсерам проекта 68-бис типа «Свердлов», построенным на четырех кораблестроительных заводах, рекордными темпами было суждено стать на долги годы основными надводными кораблями, боевого ядра Советского ВМФ.

Создавались новые корабли океанской зоны, что подтверждалось их большой автономностью, дальностью плавания и неограниченной мореходностью. Их экипажам выпала почетная миссия, выполняя функции флагманских кораблей соединений и объединений флотов крейсера,  открыть новый  вид  боевой деятельности, несении боевой службы.  Впервые своим присутствием, они противодействовали агрессивным устремлениям вероятного противника в Заполярье, Средиземном море, в Атлантике и на Тихоокеанском театре.

На кораблях этого проекта закладывалась и отрабатывалась организация по сбору, обработке и ведению анализа обстановки воздушной, надводной и подводной, создавался корабельный боевой информационный пост  (БИП).Радиоэлектронные технические средства связи корабля позволяли вести полноценную систему воздушного, надводного, подводного наблюдения и осуществлять выдачу «целеуказания» на применение оружия.   Артиллерийским крейсерам проекта 68-бис, с  классической организацией, и наличием подготовленных офицеров различных специальностей, было суждено стать «университетом»  корабельной службы. Они на несколько десятилетий стали кузницей кадров  корабельных  офицеров ВМФ.

Экипажи крейсеров оказывали существенную помощь, в дипломатической деятельности, демонстрируя влаг нашего государства при посещении иностранных портов.   В разные годы с официальными визитами экипажи крейсеров посетили более 70 портов 34 стран мира.

Открыл их, с посещения Великобритании головной крейсер проекта «Свердлов», 18 июня 1953 года.  При заходе в военную базу Портсмут, для участия в морском параде, по случаю коронации королевы Великобритании   Елизаветы II. Экипаж под командованием капитана 1 ранга О.И. Рудакова, при постановке на два якоря способом «фертоинг», поразил англичан и экипажи двухсот, стоящих кораблей. Все были, восхищены быстротой, за 12 минут вместо положенных 80 минут и точностью постановки.  Выполнением маневра при постановки, внешним  видом корабля и экипажа,  непринужденностью и слаженностью работы экипажа.

Пробыв в среднем по 30 лет в боевом составе флотов, оставив за кормой, по двести и более тысяч миль, легкие крейсера проекта 68-бис, бесспорно были лучшими надводными кораблями своего времени.

О легком артиллерийском крейсере «Мурманск» и его многочисленном, многонациональном экипаже написаны книги, вышло много статей и стихотворений, снято фильмов. В последних книгах: «Наш крейсер «Мурманск» и «Плавсостав. Крейсера», служившие в разные годы члены его экипажа с большой теплотой, любовью и сожалением, что этого не вернуть, вспоминают свои годы службы на крейсере.

 «С давних времен, от самых ранних шагов мировой цивилизации, люди признавали корабль высшим творением человеческого гения, олицетворяли его с живым существом, имеющим душу. Душа корабля, пробуждала в людях непередаваемое чувство особой к нему привязанности».

М.А. Краснов

С этими словами капитана 1 ранга Краснова Михаила Анатольевича, начинавшего свою офицерскую службу на крейсере «Мурманск», нельзя не согласиться.

Любовь к крейсеру «Мурманск», товарищам и сослуживцам, с которыми была пройдена ни одна тысяча миль, выполнено десятки боевых упражнений  из его оружия, съеден «ни один пуд соли», и выпито много стаканов корабельного компота настоятельно требуют.

В канун 70-годовщины закладки в Советском Союзе последнего, 14-го легкого артиллерийского крейсера, еще раз, вспомнить  основные вехи жизни и деятельности за три с лишним десятилетия корабля и его славного большого экипажа.

Крейсер «Мурманск» проектировался Невским проектно-конструкторским бюро с учетом недостатков, выявленных в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. Завод строитель – Северное машиностроительное предприятие город Молотовск. Заводской номер – 302. Заложен на верфи завода – 28.01.53 года. Спущен, для достройки – 24.04.55 года. Принят, после подписания комиссией Акта, в боевой состав ВМФ – 22.09.55 года. Военно-морской флаг поднят – 06.10.55 года.

За 34 года нахождения в составе Северного флота, с 1955 по 1989 год крейсер, прошел около 250000 миль. Исключен, из боевого состава флота – 01.12.89 года. Был продан как металлолом, но не «сдался», его не стало в 2014 году.

Свое название легкий артиллерийский крейсер «Мурманск» проекта 68-бис, получил в честь города Мурманска, находящегося на севере нашей Великой страны, удостоенного в 1985 году, за свои трудовые и боевые подвиги звания «Город – Герой».

Город – Герой Мурманск

Город Мурманск был основан в 1915 году, но статус города он получил только 4 октября 1916 года. Вместе с его жителями пережил революцию, гражданскую войну, с 1933 года он стал базой снабжения и судоремонта для зарождающегося Северного флота и быстро развивающегося рыбного флота. В годы Великой Отечественной войны, жители вместе с войсками Красной армии не только выстояли, но и разгромили фашистов. С окончанием Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, город был полностью восстановлен. В 1985 году за выдающиеся заслуги в Великой Отечественной войне городу Мурманску было присвоено звание «Город-герой» с вручением высшей награды Советского Союза ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Все, служившие в разные годы на крейсере «Мурманск», помнят его, стоящем на одной из бочек Североморского рейда Кольского залива. Находясь в боевом составе Северного флота, корабль с экипажем, непрерывно нес свою « крейсерскую боевую службу» на рейде.

Экипажи разных лет, любили и сегодня продолжают любить свой корабль, по их оценке, крейсер «Мурманск» не груда металла, а «живой корабельный организм», с момента его создания, выполняющий определенные только ему свойственные функции и боевые задачи. Разработкой требований к будущему кораблю, решаемым им задачам, определение его внешнего облика, и внутреннего содержания. Его душой и сердцем, на этапах разработки ТТЗ, подготовки проекта, закладки, строительства и освоения  являлись  люди. В нем каждый, участник его создания оставил часть своей души, любви и здоровья,поэтому, крейсер почти как живой, но в металле. Для всех, служивших на 14-и легких крейсерах третьего поколения, построенных после Великой Отечественной войны, проекта 68-бис, типа «Свердлов» их корабль лучший.

Для многонационального, многочисленного экипажа крейсера «Мурманск» их корабль лучший и особенный. Это они поняли, впервые прибывая на службу. Каждый из них, крейсер воспоминает по своему, но ощущение при подходе к нему, стоящему на рейде, остается навсегда. Заняв свое место, в идущем к кораблю плавсредстве, это может быть рейдовый катер, корабельный командирский катер или баркас, вначале вдали различаешь силуэт. При подходе ближе, вначале по внешним очертаниям, начинаешь видеть, своеобразную архитектурную красоту. Это подчеркивал невысокий, несколько удлиненный корпус с размещенным на нем надстройками и оружием. В носовой и кормовой части 3-х орудийными башнями главного калибра, в средней 2-х орудийными универсального, барбетами стабилизированных постов наводки и антеннами радиолокационных станций. Ощетинившиеся стволы на палубах надстроек спаренных автоматов зенитного калибра, завершают вооружение крейсера.

Фок и грот мачты с нагроможденными вокруг них боевыми постами, помещениями, множеством антенн и расположенные между ними дымовые трубы, создают общий внешний силуэт крейсера. Чистый хорошо прокрашенный борт с ровной идеально белой ватерлинией, стоящими под выстрелами корабельными катером и баркасом, выстиранными чехлами и обвесами по кораблю, завершали первое впечатление.

Крейсер «Мурманск» последний, из четырнадцати, проекта 68-бис типа «Свердлов», проектировался Невским проектно-конструкторским бюро, главный конструктор А.С.Савичев.

Главный конструктор крейсера «Мурманск» А.С. Савичев

Корабль, как и тринадцать его «старших братьев», обеспечивал стране мирную жизнь, позволяли двигаться вперед и создавать современный, сбалансированный, океанский ракетно-ядерный флот.

Основные технические  характеристики

Водоизмещение: стандартное — 13290 тонн, полное — 16970 тонн. Размерения: длина — 210 метра, ширина — 22 метра, осадка -7,8 метра. Вооружение: 4×3- 152-мм АУ ГК, 6х2- 100-мм АУ УК,  16х2- 37-мм автомата, 2×5 ТА.  Мощность ГЭУ — 128000 лошадиных сил. Скорость хода — 33 узла. Автономность – 30 суток. Дальность плавания – 9000 миль (18 узлов). Движение корабля обеспечиваю: 2 турбины типа ТВ-7, 6 котлов типа КВ-68, два винта диаметром 4,6 метра. Радиолокационные станции: воздушного наблюдения – «Гюйс-2», обнаружения надводных целей – «Риф», навигационная – «Нептун», обнаружения работы РЛС – «Мачта», обнаружения подводных целей – «Тамир-5н». Экипаж — 1270 человек.

Строился крейсер на 402 судостроительном заводе города Молотовск (Северодвинск). Возводить кораблестроительный завод начинали в 1936 году, на месте бывшего Николо — Карельского монастыря в районе Никольского устья реки Северная Двина. Официальной датой его основания стало 21 декабря 1939 года, когда на стапеле состоялась закладка третьего из четырех, спланированных к строительству линкоров типа «Советский Союз», названного «Советская Белоруссия».

Последний построенный на завода крейсер «Мурманск» и его экипаж, оставили о себе достойную память. Корабль, был любим и регулярно посещался первыми лицами государства, на нем были Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев, Председатель Совета Министров СССР А.И. Косыгин. Он стал узнаваемым кораблем для Министров Обороны СССР и родным для командующего Северным флотом адмирала С.М.Лобова.

С началом освоения кораблями Советского Союза, нового вида боевой деятельности, боевой службы крейсер, как корабль управления регулярно участвовал в обеспечении боевой устойчивости и безопасности подводных лодок при их следовании в район несения боевой службы. Обеспечивал безопасность форсирования противолодочных рубежей, на линии между мысом Нордкап — остров Медвежий и Фареро — Исландском рубеже. Экипаж крейсера «Мурманск» совершил серию визитов в порты иностранных государств, достойно представлял страну и ВМФ.

За поддержание, назначенной боевой готовности, достигнутые успехи в боевой и политической подготовке экипаж крейсера неоднократно отмечался, и награждался правительством, командованием и общественными организациями СССР. В феврале 1967 года награжден Переходящим Красным Знаменем Мурманского областного комитета ВЛКСМ и призом — моделью Маяка со знаками воинской доблести. Комсомольская организация крейсера занесена в Книгу Почёта комсомольцев и молодёжи ВМФ. В октябре 1967 года награжден Памятным Знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР. В 1968 году – комсомольская организация электромеханической боевой части (БЧ-5), награждена Памятным Красным Знаменем Ивано-Франковского Обкома ЛКСМУ.

С введением в ВМФ СССР «Положения о состязаниях на Приз Главнокомандующего ВМФ по тактической и артиллерийской подготовке» экипаж крейсера регулярно допускался к состязаниям и восемь раз в 1965, 1966, 1968, 1969, 1975, 1978, 1980 и 1989 годах завоевывал Приз ГК ВМФ. В соответствии с «Положением…» Приз Главнокомандующего ВМФ был оставлен храниться на крейсере. По итогам года боевой подготовки в 1968, 1979 годах объявлялся «Отличным кораблем» ВМФ. Находясь в составе кораблей постоянной боевой готовности, он был лучшим кораблем по артиллерийской подготовке Северного флота и одним из лучших его кораблей.

С экипажа крейсера брали пример и учились организации боевой подготовки, содержанию корабля, образцовому внешнему виду экипажа. Перенимали опыт работы с экипажем по привитию любви и гордости за свой артиллерийский крейсер, безукоризненно исполняемым корабельным ритуалам. Крейсер «Мурманск» был кузницей кадров Военно-морского флота, «университетом» корабельной службы и организации подготовки экипажей кораблей, большого водоизмещения (15 тыс. тонн), количеством личного состава более 10 тыс. человек.

Для всех служивших, в разные годы  на крейсере «Мурманск», он был не только лучшем их кораблем, но и домом, частицей прожитой жизни, счастливой молодостью. Лучший потому, что на его палубах, в каютах и кубриках,  начинали свои первые  взрослые шаги многие матросы, мичманы и офицеры. Служба на крейсере, всем дала путевку во взрослую жизнь.

Неизвестный автор, а возможно и авторский коллектив, свою любовь к крейсеру и годы службы выразили в стихотворении. На которое была написана музыка и появилась песня «МУРМАНЧАНЕ», ставшая  гимном экипажа.

Нас медь оркестров в поход не провожает,
Уходим  в звездной тишине ночной. 
Простор морской ветрами нас встречает,
Ласкает океанской штормовой волной.  
 
Наш экипаж прославлен своей дружбой,
И нет её, и нет её верней.
Наш крейсер гордо носит имя «Мурманск», 
Столицы самых северных морей.
 
Мы, как один горды почетной службой, 
И на земле, впитавшей кровь отцов. 
«На товсь!» мы держим все свои орудья, 
Покой народа зорко  бережем.

О крейсере «Мурманск», любви корабля его экипажем хорошо, образно сказал в своей книге «Время и флот. Воспоминания о службе Отечеству», один из лучших его командиров, адмирал Скворцов Евгений  Александрович:

«Это наш корабль. Мы его любим. Мы дали ему вторую жизнь, мы прославили его, он не подвел нас».

В конце XX столетия закончилась эпоха артиллерийских крейсеров, им на смену пришли крейсера с ядерной энергетической установкой и новым ракетно-артиллерийским вооружением. Но СВОИ легкие артиллерийские крейсера продолжают помнить люди, которые выросли на них, которым они  стали школой жизни, мужества, становления и познания корабельной службы, для многих и путевкой в жизнь.

Посмотрите на эту фотографию и вспомните… .

Легкий артиллерийский крейсер «Мурманск»
ОСНОВНЫЕ   ДАТЫ  И  СОБЫТИЯ НАШЕГО КРЕЙСЕРА

В 1947 году —  март, главным штабом ВМФ было выдано тактико-техническое задание на проектирование крейсера проекта 68-бис, главным конструктором проекта был назначен А.С. Савичев.

В 1948 году – середина года,в главном штабе ВМФ, утвержден список с названием, планируемых к постройке легких артиллерийских крейсеров проекта 68-бис, в середине под №14 значился крейсер «Мурманск», названный в честь города на севере нашей страны Мурманска.

В 1951 году – в конце первой половины года, коллективом Невского проектно-конструкторского бюро Ленинграда, закончена работа по созданию проектно — технической документации, для закладки и строительства легкого артиллерийского крейсера «Мурманск», определен завод строитель.

В 1953 году – 28 января, на стапеле судостроительного завода №402 в городе Молотовск, с заводским №302 был заложен легкий артиллерийский крейсер «Мурманск» проекта 68-бис типа «Свердлов». Его экипаж, с прибытием к месту строительства корабля, входил в состав 81-й бригады, строящихся и ремонтирующихся кораблей Беломорской военной флотилии Северного флота.

В 1954 году – 17 августа, до спуска строящегося корабля на воду, был открыт первый штат. На Северном флоте началось формирование экипажа для, строящегося легкого артиллерийского крейсера «Мурманск». Первым командиром назначен, участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, капитан 1 ранга Катышев Трифон Григорьевич. Офицерский состав набирался в основном с крейсеров,  Северного и Черноморского флотов, выпускников Военно-морских училищ.

В 1954 году – 24 апреля, на судостроительном заводе № 402 города Молотовска торжественно, в присутствии гостей спущен на воду корпус легкого артиллерийского крейсер «Мурманск» проекта 68-бис типа «Свердлов».

В 1955 году – 30 апреля, сформированный и прошедший первичную подготовку, боевое слаживание экипаж, заселился на достраивающийся в заводе легкий артиллерийский крейсер «Мурманск».

В 1955 году – с 24 мая, начались швартовые испытания крейсера «Мурманск», экипаж начал отработку элементов курсовых задач вначале самостоятельно, с июля совместно со сдаточной командой завода.

В 1955 году – в июле, экипажем совместно со сдаточной командой отработаны и сданы курсовые задачи. Начались швартовые, ходовые и государственные испытания крейсера председателем государственной приемки был назначен капитан 1 ранга Г.А. Визеля. В августе экипаж провел приготовление корабля, крейсер впервые самостоятельно дал ход.

В 1955 году – 22 сентября, комиссией был подписан Акт готовности корабля, передаче ВМФ легкого артиллерийского крейсера «Мурманск», корабль вошел в боевой состав ВМФ СССР.

В 1955 году – в сентябре, приняв боезапас, пополнив запасы, экипаж крейсера начал подготовку к переходу, под командованием командира эскадры контр-адмирала Л.В. Медведева. Совершив переход крейсер «Мурманск» в конце сентября прибыл на Северный флот, встал на якорь в Кольском заливе на рейде Североморска.

В 1955 году – 6 октября, на крейсере «Мурманск» проекта 68-бис, впервые, в присутствии гостей, произведен Торжественный подъем флага. Приказом МО СССР крейсер был зачислен в состав Северного флота.

В 1955 году – декабрь,  шефство над экипажем  крейсера «Мурманск», взяли работники Мурманского тралового флота.

В 1957 году – 21 марта,  экипаж крейсера «Мурманск», по вводной выполнил Инспекторскую  артиллерийскую  стрельбу,  по морской и воздушной целям, в присутствии МО СССР Маршала Советского Союза Р.Я.Малиновского, стрельбы были оценены на «Отлично».

В 1957 году – 1 апреля, в соответствии с принятым решением, крейсер «Мурманск», выведен из боевого состава,экипаж начал подготовку к консервации. Сдан боезапас, до 925 человек сокращен штат корабля, выведен из боевого состава Северного флота.

В 1957 году — 3 сентябрякрейсер «Мурманск» переведен в Сайда- Губу, вошел в состав 176 бригады резерва кораблей Северного флота, экипаж сокращен до 495 человек.

В 1959 году – 1 июня, принято решение о вводе корабля в состав боевой готовности, крейсер «Мурманск» из губы Сайда отбуксирован в Росту на 35 судоремонтный завод. Началась его расконсервация, восстановительный ремонт, открыт полный штат, произведено доукомплектование экипажа.

В 1961 году – вфеврале, экипаж крейсера «Мурманск», отработал и сдал курсовые задачи. Принял боезапас, пополнив запасы, провел  швартовые и ходовые испытания. Введен в боевой состав СФ, вошел в сформированную шестую дивизию надводных кораблей с местом базирования в Кольском заливе, рейд г. Североморска.

В 1962  году – 5 июля, экипаж крейсера «Мурманск» приступил к плановой отработке и сдачи задач по курсу кораблей боевой готовности, в составе кораблей 6-ой дивизии. Успешно отработал и сдал курсовые задачи, выполнив артиллерийские стрельбы, введен в боевое ядро кораблей Северного флота.

В 1963 году – в начале июля, экипаж крейсера «Мурманск», как штабной корабль Северного флота, принял участие в командно-штабных учениях с участием подводных лодок и авиации флота под руководством командующего флотом адмирала В.А. Касатонова.

В 1964  году – 7-12 апреля,по команде штаба Северного флота на выходе в море, крейсер «Мурманск» выполнил инспекторские артиллерийские стрельбы. Инспекцию МО СССР возглавлял Маршал Советского Союза К.С. Москаленко. По итогам похода и выполнения артиллерийских стрельб корабль получил оценку «Отлично».

В 1964 году – 17-21 октября, крейсер «Мурманск», эскадренный миноносец «Настойчивый» находились с официальным визитом в порту Тронхейм Норвегии. Под руководством командующего северным флотом адмирала С.М. Лобова, участвовали в праздничных мероприятиях, посвященных 20-летию освобождения Норвегии.

В 1965 году – в августе и сентябрекрейсер «Мурманск»по приказанию командующего Северного флота  выходил, на пресечение попыток американских военных  ледоколов осуществить проход Северным морским путем на восток.

В 1965 году – 6 октября, экипаж крейсера «Мурманск», стоя на рейде Североморска, встретил 10-ю годовщину подъема Военно-морского флага на корабле. По итогам боевой подготовки впервые объявлен «Отличным» и по итогам состязаний, лучшим кораблем по артиллерийской подготовке в ВМФ, вручен переходящий кубок ГК ВМФ.

В 1966 году, экипаж крейсера «Мурманск», по итогам прошедших состязаний объявлен лучшим кораблем по артиллерийской подготовке в ВМФ, переходящий кубок ГК ВМФ остался на корабле.

В 1967 году – с31 мая по 2 июня, крейсер «Мурманск» совершает переход из Северодвинска в губу Западная Лица, с Правительственной делегацией на борту. В состав делегации входили: Генеральный секретарь ЦК КПСС  Л.И.БрежневПредседатель Совета Министров  А.Н. Косыгин,  МО СССР  Маршал Советского Союза  А.А. Гречко, ГК ВМФ  СССР Адмирал Флота Советского Союза  С.Г.Горшков.

В 1967 году – в конце годаэкипажкрейсера «Мурманск» был награждён Памятным Знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР за 2-е место в ВМФ по выполнению состязательной артиллерийской стрельбе на Приз ГК ВМФ.

В 1967 году – с октября началась подготовка крейсера «Мурманск» к постановке в ремонт. Совершив межфлотский переход, корабль в середине ноября, сдал артиллерийский боезапас, провел чистку цистерн, встал для ремонта в Кронштадтский  морской завод.

В 1967  году – с 1 декабря, начался текущий ремонт крейсера, в ходе ремонта была поставлена новая РЛС ВО «Киль». С окончанием ремонта, экипаж провел швартовые и ходовые испытания, отработал элементы курсовых задач, принял артиллерийский боезапас, пополнив запасы, и выполнил плановые артиллерийские стрельбы.

В 1968 году – по итогам состязаний по артиллерийской подготовке, объявлен лучшим кораблем ВМФ и награжден переходящим Призом. С 27 октября по 8 ноября, крейсер «Мурманск» принимал участие в параде кораблей Балтийского флота на Неве, посвященный 51-ой годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции. В 1968 году – декабрь, совершив межфлотский переход крейсер «Мурманск» прибыл на Северный флот, встал на рейде Кольского залива. Приказом Командующего СФ введен в состав кораблей 7-й Оперативной эскадры, стал ее флагманом.

В 1969  году – с 18 марта по 6 мая находился на боевой службе в Северной Атлантике и Средиземном море, как корабль управления, осуществлял сопровождение  в Средиземное море подводных  лодок, входивших в состав 5-й Средиземноморской эскадры. В соответствии с планом осуществил с 12 по 18 апреля деловой визит в алжирский порт Аннаба.

В 1969 году — с 9 по 30 апреля экипаж крейсера «Мурманск» под руководством командующего адмирала С.М.Лобова, участвовал в крупнейших учениях ВМФ «Океан». 28 апреля на борт крейсера прибыли МО СССР Маршал Советского Союза А.А.Гречко, ГК ВМФ С.Г.Горшков для наблюдения за окончанием учений. По итогам состязаний по артиллерийской подготовке, крейсер объявлен лучшим кораблем ВМФ и награжден переходящим Призом ГК ВМФ.

В 1971 году – с 3 марта по 22 апреля, экипаж крейсера «Мурманск» нёс боевую службу в Средиземном море, осуществлял оказание помощи вооруженным силам Египта, совершил деловой визит в югославский порт Дубровник.

В 1971 году – 10 ноября,экипаж крейсера начал межфлотский переход на Черноморский флот, для проведения среднего ремонта. С 18 ноября по 13 декабря принимал участие в учении «Узел», выполнял задачи по несению боевой службы в составе 5-й Средиземноморской эскадры.

В 1972-1973 год – крейсер «Мурманск» находился в среднем ремонте на судоремонтном заводе им. Орджоникидзе города Севастополя. Рабочими завода и экипажем ремонт был проведен с хорошим качеством, закончен на месяц раньше.

В 1973 году – июль-август, проведя швартовые и ходовые испытания, отстрел артиллерийского оружия, экипаж крейсера приступил к отработке первой курсовой задачи и элементов второй. Сдав элементы задач в короткие сроки, выполнив положенные боевые упражнения, встал для приема боезапаса и пополнения запасов. Впервые экипаж крейсера 34-ю годовщину Дня Военно-морского флота встречал на внутреннем рейде Севастополя.

В 1973 году – 29 сентября, крейсер «Мурманск» начал межфлотский переход из Севастополя на Северный флот. 1 октября 1973 года на переходе в Средиземном море получил приказ: «Следовать в зону боевых действий арабо-израильского конфликта». С 5октября по 8 ноября выполнял задачу боевой службы, охраняя и обеспечивая безопасность, представителей посольства и их семей при пересадке на попутные суда, следовавшие в СССР. Для поддержания боевой готовности, выполнял артиллерийские стрельбы ГК, УК и ЗК, боевые упражнения ПВО и РЭБ.

В 1973 году — середина ноября, экипаж крейсера «Мурманск», завершил межфлотский переход, выполнив задачу несения боевой службы в Средиземном море, прибыл на Северный флот, встал на бочку №2 рейда Североморск, Кольского залива.

В 1974 году – экипаж крейсера «Мурманск» в состав кораблей 7-ой Оперативной эскадры, отрабатывал задачи боевой подготовки в соответствии с курсом. Участвовал в проводимых Северным флотом учениях «Амбразура», «Омега», «Арктика-74». При открытии Мемориала «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», выполнял торжественный салют.

В 1974 году – в последнее воскресенье июля экипаж крейсера «Мурманск», встретил 35-ю годовщину Дня Военно-морского флота стоя на рейде в парадном строю кораблей, с речью к североморцам с борта корабля, обратился командующий  Северного флота адмирал флота Г.М.Егоров.

В 1975 году – как лучший корабль по артиллерийской подготовке СФ, допущен к выполнению состязательной артиллерийской стрельбы ВМФ. По итогам состязаний, крейсер объявлен лучшим кораблем ВМФ и награжден переходящим Призом ГК ВМФ.

В 1978 году – с 10 по 14 маяотряд кораблейв составе крейсера «Мурманск», БПК «Смышленый», осуществляли официальный визит, в порту Бордо, Франция. Возглавлял визит командир 7-ой Оперативной эскадры адмирал В.И.Зуб. По итогам состязаний по артиллерийской подготовке, крейсер объявлен лучшим кораблем ВМФ и награжден переходящим Призом ГК ВМФ.

В 1979 году — экипаж крейсера «Мурманск»,по итогам боевой подготовки учебного года объявлен «Отличным».

В 1980 году – как лучший корабль по артиллерийской подготовке СФ, допущен к выполнению состязательной артиллерийской стрельбы ВМФ. По итогам состязаний, крейсер объявлен лучшим кораблем ВМФ и награжден переходящим Призом ГК ВМФ.

В 1981 году – июнь-июль, экипаж крейсера «Мурманск» участвовал в учениях Военно-морского флота «Запад-81». Совершив межфлотский переход крейсер прибыл в главную базу Балтийского флота, пополнив запасы, вышел в район учений и совместно с кораблями действовал по плану.

В 1982 году – 22 ноября, крейсер «Мурманск» встал к причалу судоремонтного завода СРЗ-35 в поселок Роста. Вошел в состав 48-й отдельной бригады подводных лодок, началась подготовка корабля к ремонту.

В 1984 году – 24 июля экипаж крейсера «Мурманск», находясь у причала 35-го судоремонтного завода, встретил 80-ю годовщину со дня рождения Героя Советского Союза, Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова.

В 1984 году – в последнее воскресенье июля экипаж крейсера «Мурманск» встретил 45-ю годовщину Дня Военно-морского флота, находясь в ремонте у причала 35-го судоремонтного завода.

В 1986 году – с июня, в соответствии с принятым решением командованием ВМФ, начато переоборудование крейсера «Мурманск» в корабль управления Северного флота.

В 1988 году – июнь, закончен ремонт крейсера «Мурманск». Проведя швартовые, ходовые испытания, отработав элементы первой и второй курсовых задач. Выполнив артиллерийские стрельбы, корабль начал приемку артиллерийского боезапаса и пополнение запасов, приступил к отработке задач боевой подготовки, в соответствии с требованиями  курса. Отработав задачи успешно, выполнив зачетные артиллерийские стрельбы, приказом Командующего Северного флота крейсер был введен в боевой состав кораблей.

В 1989 году – по итогам боевой подготовки, экипаж крейсера «Мурманск» был допущен к выполнению состязательной артиллерийской стрельбы на Приз ГК ВМФ. По итогам ее выполнения, объявленлучшим кораблем  по артиллерийской подготовке  кораблей Военно-Морского флота и награждён переходящим Кубком ГК ВМФ.

В 1989 году – 1 декабря, в соответствии с принятым решением, легкий артиллерийский крейсер «Мурманск» был исключен из боевого состава кораблей Военно-морского флота, началось расформирование экипажа, подготовка к разоружению и конвертации.

В 1992 году – 3 июля,легкий артиллерийский крейсер «Мурманск» был исключен из состава кораблей Северного флота, заканчивалось его расформирование и разоружение.

В 1992 году — 31 декабря, в присутствии оставшегося экипажаи пришедших ветеранов, на легком артиллерийском крейсере «Мурманск» был спущен Военно-морской флаг. Крейсер как войсковая часть 25173 перестал существовать, он был расформирован.

В 1994 году — в соответствии с принятым решением, с крейсера было частично снято оружие и технические средства, корпус подготовлен к буксировке в Индию.

В 1994 году – декабрь, во время буксировки корпуса в Норвежском море штормом, он был выброшен на скалы острова Серейа в Норвегии. В 2008 году правительством Норвегии было принято решение по его утилизации.

В 2014 году — корпус корабля был окончательно разрезан. Крейсера не стало.

Корпус крейсера на скалах острова Серейа

Так прекратил свое существование, последний четырнадцатый легкий артиллерийский крейсер Северного флота «Мурманск» проекта 68-бис, типа «Свердлов».

Крейсера «Мурманск» не стало, но он и сегодня остается в памяти его большого, многонационального экипажа, он с нами в мыслях и часто во снах. О последнем этапе жизни крейсера «Мурманск» очень трогательно, написано старшиной артиллерийской боевой части Станиславом Федоровичем Солнцевым, служившем в 1972-1975 годах.

Подписан приговор. И спущен флаг. И списан экипаж.
Глотая слёзы, сходят с борта моего ребята.
Я списан, продан, словно старый конь,
Которого ждёт бойня мясокомбината.
 
В последний свой поход, как на аркане
Меня тянул буксир.
И медленно по Кольскому заливу
Я на чужбину уходил.
 
В металлолом меня!? На банки, на иголки!?
Не выйдет! Крейсер « Мурманск» я.
За службу, преданность и верность долгу,
На слом продала Родина меня.
 
Закончился залив, открылось море,
И я всей грудью воздуха вдохнул.
Среди полярной ночи, порвав тросы,
И обрубив концы, ушёл во тьму.
 
Хоть без штурвала, но своим ушёл я курсом,
Лишь только мне известным одному.
 
Свободен я. Я сам себе команда.
Я ухожу от вас, предавшие меня.
Я лучше затону, иль брошусь я на скалы.
Я Крейсер « Мурманск» … вашу мать!
И баржей я не буду и полдня.
 
Прошёл посты норвежские по морю.
Не засекли. Как будто призрак я.
И вышел тихо к острову Соройя,
Здесь скалы те, что ждут меня.
 
Иль был отлив, иль не хватило сил мне,
Совсем чуть-чуть до скал я не добрался.
Всё ж надо было затонуть. Там в глубине,
Ни кто бы надо мной не измывался.
 
Посёлок Сёрвер мирно спал.
А утром увидал картину.
Как кит огромный, на борту корабль лежал,
На камни выброшен, морской пучиной.
 
Я мог бы стать учебным кораблём.
И, чем я хуже «Крузенштерна».
И сотню не одну ребят наверное,
Я б сделал настоящим моряком.
 
Мне море меньше сделало вреда, чем люди.
Одним лишь тешу я себя.
Что моряки, служившие на мне,
Меня во веки не забудут.

Давайте еще раз вернемся в наше, прошлое, вспомним легкий артиллерийский крейсер «Мурманск», он сделал из нас настоящих мужчин и моряков. Благодаря службе на нем, мы сегодня продолжаем называть себя МУРМАНЧАНАМИ и плавсоставом.

70 — ЛЕТНИЕ ДАТЫ КРЕЙСЕРА

В 2023 году – 28 января исполнится 70 лет со дня закладки на верфи судостроительного завода № 402 город Молотов (Северодвинск) заводской № 302 легкого артиллерийского крейсера «Мурманск» проекта 68-бис типа «Свердлов».

В 2025 году – 24 апреля исполнится 70 лет со дня спуска на воду для достройки на судостроительном заводе в Северодвинске легкого артиллерийского  крейсера «Мурманск» проекта 68-бис типа «Свердлов».

В 2025 году – 30 апреля исполнится 70 лет со дня, заселения на легкий артиллерийский крейсер «Мурманск», сформированного и прошедшего первичную подготовку экипажа.

В 2025 году – 22 сентября исполнится 70 лет со дня ввода легкого артиллерийского крейсера «Мурманск» в боевой состав кораблей Военно-морского флота Советского Союза.

В 2025 году – 6 октября исполнится 70 лет со дня Торжественного подъема флага корабля, на легком  артиллерийском  крейсере «Мурманск».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.